Ни для кого не секрет, что в России самый популярный вид топлива — это природный газ. Но, если магистраль к Вашему загородному дому по проекту будет проложена еще не скоро, или же вообще такая возможность отсутствует необходимо рассматривать альтернативные варианты обеспечения топливом Вашей системы отопления.
Дизель является вторым наиболее популярным видом топлива в нашей стране и удерживает эту позицию по сей день, даже с учетом таких конкурентов, как сжиженный газ и древесные пеллеты.
Это обусловлено тем, что:
- топливные емкости, их установка и монтаж стоят значительно дешевле, чем газгольдеры для сжиженного газа;
- дизельное топливо Вы можете как купить самостоятельно на любой заправке, в то время как для сжиженного газа необходимо заказать специальную доставку;
- качество дизельного топлива не так критично сказывается на КПД котлов, как качество пропан-бутановой смеси или зольность древесных пеллет.
Дизельные котлы имеют блок автоматики управления и являются автономным оборудованием, зависящим только от объема топливного бака с соляркой (что устраняется установкой двух и более баков по 2000 литров для больших площадей загородных домов) и электроснабжения автоматики (данная проблема решается установкой небольшого генератора или источника бесперебойного питания).
Так как дизельное топливо считается неопасным видом топлива, то для установки дизельного котла нет необходимости в получении целого пакета разрешительных документов (как в случае с природным газом).
Дизельные котлы могут быть различных вариантов комплектации:
- одноконтурные — только для отопления (такие марки, как: Buderus, Lamborghini, Wirbel, Viessmann);
- двухконтурные — отопление и приготовление горячего водоснабжения (Kiturami, Navien);
- со встроенной дизельной горелкой (Kiturami, Navien, Buderus серии «SE»);
- универсальные — возможна установка дизельной, газовой или битопливной (газ+дизель) горелки (Buderus, Lamborghini, Wirbel, Viessmann);
- со стальным теплообменником (Kiturami, Navien, Lamborghini серии «MegaPrex», Viessmann);
- с чугунным теплообменником (Buderus, Lamborghini, Wirbel, Viessmann).
ТИЦ «Аллер» может предложить Вам любые из указанных выше дизельных котлов ведущих производителей.
Рассмотрим принципиальную схему одноконутрного напольного дизельного котла. [рис.1]
Основными элементами явдяются:
- теплообменник;
- камера сгорания;
- дизельная горелка;
- блок автоматики управления;
- топливный насос.
Так же большинство современных дизельных котлов оборудованы системой нагрева поступающего топлива, поскольку дизельное топливо может густеть при отрицательных температурах.
Одним из главных элементов дизельного котла и, конечно же, без чего функционирование котлов подобного типа не представляется возможным — это дизельная горелка. [рис.2 и 3] Дизельная горелка является основным элементом системы дизельного отопления. От ее настройки зависит насколько экономичным будет расход топлива и эффективность системы отопления дома дизельным котлом в целом.
Общий обзор дизельных котлов
Общий обзор дизельных котлов
Основной принцип работы дизельной горелки заключается в том, что она подготавливает топливо, а именно смешивает его с кислородом, распыляет ее с помощью специальных форсунок и под давлением подает образовавшуюся смесь в камеру сгорания. Давление создается с помощью вентилятора. Получившаяся распыленная смесь способна быстро и эффективно сгорать с выделением максимального количества теплоты.
Если рассматривать более подробно, то все происходит следующим образом:
- Топливо подается насосом на устройство, причем горелкой забирается только необходимое количество, остальная часть возвращается в бак.
- Необходимое количество топлива проходит фильтрацию, (опционально) разогрев до определенной температуры и поступает на форсунку, где осуществляющую распыление.
- Происходит нагнетания кислорода в камеру сгорания.
- При помощи специальных лопаток создается вихревой поток, позволяющий осуществлять контроль за факелом.
- Смесь поджигается с помощью электродов, которые располагаются непосредственно перед форсункой.
Горелки могут быть:
- одноступенчатые,
- двухступенчатые,
- модулируемые.
Первые являются самыми простыми в конструктивном плане и способны сжигать топливо только в режиме 100% мощности.
Вторые могут работать в двух режимах – полном или на 50% мощности.
Последние являются наиболее технологичными, но и дорогими устройствами. Они способны функционировать в широком диапазоне мощностей, что дает возможность плавно изменять температуру теплоносителя в системе. Это дает возможность добиваться максимальной эффективности и продлевает срок службы дизельного котла.
В большинстве случаев дизельные горелки являются съемными, они не являются единым целым с самим котлом. Таким образом, у Вас появляется выбор подобрать подходящий именно под Ваши условия, технические данные, габариты помещения не только котел, но и горелку к нему. В дальнейшем же, если к Вам, например, будет проведена магистраль природного газа, Вы легко сможете всего лишь заменой дизельной горелки на газовую перейти на другой вид топлива, не покупая новый котел, не изменяя готовую систему отопления.
С другой стороны, существуют котлы со встроенными горелками, которые являются несъемными. В основном, это дизельные котлы среднего класса, относительно недорогие, небольших габаритов и мощностью до 30кВт. Такие как, например, стальной котел Kiturami, еще и позволяющий приготавливать горячую воду в проточном режиме. [рис.4] Данные котлы подходят для обогрева небольших загородных домов, как резервные котлы с уже имеющимися (например, дополнительные к основным твердотопливным), как временные котлы или как единственный вариант при очень маленьком помещении котельной.
Общий обзор дизельных котлов
Материал теплообменника дизельного котла тоже играет не последнюю роль при выборе оборудования и его дальнейшем эффективном функционировании.
Стальным теплообменникам не страшны температурные перепады, но они больше подвергаются коррозии. Они могут быстрее прогореть, так как стенки у них тоньше, чем чугунных. В зависимости от марки, стальной теплообменник ориентирован на 10-20 летнее работоспособное существование. Такой теплообменник легче и дешевле своего чугунного аналога.
Чугунные же теплообменники по мнению многих экспертов, наиболее эффективны, так как при сгорании дизельного топлива, с большим содержанием серы, интенсивно образуется конденсат, способный подвергать коррозии металл теплообменника. Благодаря толщине своих стенок, чугунные теплообменники при правильной эксплуатации способны прослужить до 50 лет. Защитой теплообменника от резких температурных колебаний послужит правильно смонтированная система отопления, в которой при критической ситуации часть горячей воды возвращается в котел. Большая инерция, характерная из-за более редкого включения дизельной горелки, позволяет существенно экономить топливо при использовании котлов с таким видом теплообменников.
Блок ввтоматики управления предназначен для поддержания определенной температуры теплоносителя в системе. Существуют различные автоматики с множеством вариантов функций, таких как управление бойлером косвенного нагрева ГВС, регулирование по датчику уличной температуры, управление насосными группами различных потребителей отопления , возможность выставить режим «отпуск», запрограммировать необходимую температуру в доме на каждый день и час или просто установить экономичный режим.
и многие другие.
Для обеспечения непрерывного процесса отопления дизельным котлом необходима установка специальная емкость для хранения запасов горючей жидкости – топливный бак. Как правило, он представляет собой пластиковую или металлическую емкость различного литража (100 литров, 500, 1000, 2000 и больше). Размещать такие емкости можно либо под землей, либо в котельной (до 750 литров включительно), либо в отдельном помещении с соблюдением правил пожарной безопасности.
При сгорании дизельного топлива образуется гораздо больше примесей углекислого газа CO2 нежели при сгорании газа. Следовательно, устройство дымоотводящей системы является очень важным и необходимым условием при установке дизельного котла в загородном доме. От правильного монтажа дымохода будет зависеть не только расход топлива, но правильная работа всей системы в целом.